Тест-драйв Hyundai Santa Fe. — НЕСРАВНЕННАЯ САНТА-ФЕЯ.

Руководящие указания всезнающего американского «Дяди Сэма» многих раздражают, но стоит признать, часто бывают правильными. На этот раз серьезный урок на тему «как жить и работать по-американски» был преподнесен южнокорейцам. Именно «заокеанский диктат» привел к рождению нового внедорожника — сенсационного Hyundai Santa Fe. Напомним, что этот удивляющий комбинацией высочайших потребительских качеств при минимальной цене автомобиль был создан и запущен в производство исключительно по инициативе и на средства ассоциации дилеров Hyundai в США (№№ 2, 3, 1999, № 2, 2000). Совершенно нестандартный поступок, когда, по сути, сообщество независимых продавцов решает заказать гигантскому производителю модель на свой вкус. И вправду, в Америке, где внедорожников продается больше, чем легковушек, дилеры Hyundai выглядели «белыми воронами», когда были не в состоянии предложить в сегменте 4х4 ничего, кроме устаревшего Galloper. Кроме того, решив «выдумать» свой проамериканский Hyundai, американцы не удовлетворились тем, чтобы просто дать корейцам задание и успокоиться. Янки потребовали, чтобы «их» внедорожник был спроектирован и сделан на высшем уровне, без оглядки на традиционный статус Hyundai как производителя скромных недорогих машин. Поэтому — предупреждаем сразу — хоть Santa Fe и несет эмблему корейского производителя, относить эту модель к разряду «дешевых несолидных корейцев» просто смешно. Мы, испытав машину одними из первых в мире, были немало обескуражены: украсить эту машину своим шильдиком сочли бы за честь не только японские профи в области внедорожников (Toyota, Mitsubishi), но и любая европейская марка!

И ничего удивительного. Ведь создание Santa Fe, как говорится, «не доверили» самим корейцам. Дизайн машины полностью разработали в Америке специалисты самостоятельной студии HCD (Hy-undai California Design), «внутренности» подготовили филиалы Hyundai в Японии и Великобритании, а технологические чудеса при постановке на конвейер лучшей Hyundai всех времен показали немецкие инженеры из отделения Hyundai во Франкфурте! Такая любопытная схема была необходима еще и потому, что как раз в период создания Santa Fe у самой компании Hyundai в Южной Корее жизнь оказалась далеко не сладкой из-за азиатского кризиса, а все ее зарубежные отделения считаются формально самостоятельными компаниями. И раз янки дали денег под «суперджип», филиалы занимались его созданием на все сто, невзирая на то, что головная фирма чуть было не обанкротилась. Собственно компании Hyundai отвели этап финальной сборки: да, именно относительно недорогая рабочая сила потребовалась для того, чтобы этот потрясающий американо-японо-германский внедорожник стоил по-прежнему, как «кореец», а не как Mercedes. И все получилось! После долгих проволочек этим летом в Южной Корее, наконец, началось производство Santa Fe.

Космополитизм в корейской маске
Интересна уже сама маркетинговая стратегия при техническом задании на проектирование Santa Fe. Было решено позиционировать машину как «золотую середину» между классом компактных «паркетных джипов» и «проходимцами» классом повыше. Разумеется, приоритет отдавался поведению модели на асфальтовых дорогах. Модель построена на шасси полноразмерного седана Hyundai Sonata, разумеется, имеет несущий кузов и независимую подвеску всех колес: классический McPherson спереди и весьма сложную многорычажную конструкцию задней оси. По габаритам машина как раз попадает на границу между компактными и полноразмерными 4х4. Так, длина машины 4500 мм, то есть она длиннее новой 5-дверной Toyota RAV4 на 250 мм с лишним, а 5-дверной Suzuki Grand Vitara — на 300 мм. Недаром Hyundai уверенно заявляет о том, что Santa Fe сможет без проблем соревноваться с «высшим светом», например, с Lexus RX300 или Nissan Terrano II. А для усиления своих позиций создатели машины придерживались принципа: «Не размеры определяют класс автомобиля, а двигатель!» И в этом смысле Santa Fe замахивается очень высоко. В отличие от компактных Honda СR-V, RAV4, Subaru Forester и других моделей, имеющих типичные 2-литровые моторы, даже базовый двигатель для Santa Fe — солидная 2,4-литровая рядная «четверка» мощностью 150 л.с. Его оставили для базовой, только переднеприводной модификации. Топ-вариант модели оснащают великолепным и абсолютно неизвестным ранее 2,7-литровым V6. В своей основе это последнее поколение двигателя V6 объемом 2,5 л от седана Sonata, но для внедорожника он был полностью переделан. Есть сведения, что, как и в случае со спорт-купе Hyundai Coupe/Tiburon, в настройке V6 для Santa Fe участвовали инженеры консультационного кабинета Porsche! В итоге агрегат увеличился в объеме, кривая крутящего момента стала более пологой, а мощность возросла до 185 л.с. — ни один внедорожник в классе «паркетных малышей», даже будущий Land Rover Freelander V6, таким арсеналом похвастать пока не может! Немецкий путь инжиниринга Santa Fe не ограничился участием Porsche: новую систему полного привода для мотора V6 создали специалисты ведущей в мире по интегральным трансмиссиям австрийской компании Steyr Daimler Puch. В принципе, устанавливаемая здесь схема с центральной вискомуфтой похожа на системы конкурентов, но у нее есть огромное отличие. Привод на заднюю ось не автоматически подключаемый (то есть временный), а постоянный. Тот, кто ездил на компактных внедорожниках, например, на Honda, поймет, насколько это решение выгоднее «самостоятельного», спонтанного подключения заднего привода. В обычных условиях у Santa Fe 60% крутящего момента приходится на переднюю ось, 40% — на заднюю. При изменении дорожной обстановки вискомуфта может перераспределять усилие, но только в пользу передней оси. Ни понижающего ряда передач, ни блокировок дифференциала не предусмотрено. Наконец, именно на Santa Fe дебютировала новая автоматическая 4-диапазонная коробка передач с ручным управлением Shifttronic, созданная по лицензии Volkswagen на базе известной Tiptronic. Нельзя не заметить, сколько усилий было приложено, чтобы добиться для Santa Fe звания «Лучшего корейского автомобиля». Нам, по крайней мере, показалось, что машина просто родилась с этим титулом!

Прорыв!
Забавно, но сегодня, когда стиль последних легковых машин от Hyundai, будь то новые Accent, XG 2.5 (№ 2, 2000) или Elantra (№ 9, 2000), не говоря уж о внешности Coupe/Tiburon (№ 7, 1999), вызывает дружное непонимание в рядах автомобильной общественности, дизайн Santa Fe получил исключительно одобрительные, пожалуй, даже восторженные отзывы. За полтора года, прошедшие с момента презентации, компания Hyundai получила десятки тысяч одобрительных писем от клиентов по поводу стиля Santa Fe. Причина проста: дизайн-студия Hyundai California Design, расположенная в городе Фаунтин-Валлей под Лос-Анджелесом, имеет очень серьезную репутацию среди автомобильных стилистов мира. Она не только опирается на потенциал своего коллектива, но и неизменно собирает предложения на «заданную тему» от десятков независимых дизайн-бюро, которых в Калифорнии немало! В итоге рождаются очень интересные предложения. К сожалению, с момента своего основания в 1990 г. студии HCD позволяли делать лишь интересные концепт-кары для автосалонов, да еще стиль первого поколения Co-upe/Tiburon был разработан в Калифорнии, остальные же модели Hyundai рисуют в Южной Корее. Но если уж Santa Fe была профинансирована американцами, ее рождение в Калифорнии было неизбежным. По счастливому стечению обстоятельств именно наши друзья из Hyundai California Design и предоставили нам на тест один из первых собранных Santa Fe.

Агрессивные, но в то же время плавные эллиптические формы, удачный профиль кузова, гипертрофированные передние крылья — все эти детали подкупают немедленно. А оказавшись на борту, понимаешь, что, пожалуй, впервые талантливые идеи дизайнеров из Калифорнии получили свое воплощение в серийном автомобиле с достойным качеством сборки. Радушная атмосфера салона, оформленного в пастельных бежевых тонах, производит исключительно позитивное впечатление на фоне традиционных салонов внедорожников, выдержанных обычно в темных оттенках. Отличный упругий пластик панели приборов, металлические вставки «под алюминий» на тумблерах и кулисе рычага «автомата», великолепная кожа — кто бы мог подумать, что это корейский автомобиль! Конечно, это не конкурент по уровню отделки салона моделям BMW, но, без всяких сомнений, один из лучших салонов в сегменте внедорожников. И, конечно, его уровень гораздо выше, чем нарисованные без всякой фантазии безликие интерьеры компактных «джипов»! Кожаная отделка на машине такого класса вообще исключение, ею обшиты руль и рычаг коробки передач, а эргономика салона также выше всяких похвал. Следующий сюрприз — простор в салоне. Благодаря весьма солидной базе (более 2,6 м), конструкторам удалось обеспечить исключительно много места для ног задних пассажиров: расстояние от спинки задних сидений до передних кресел составляет внушительные 935 мм. Это означает, что пассажир ростом 190 см может удобно расположиться сзади даже при максимально сдвинутых назад передних сиденьях. Порадовал и объем багажника: он больше, чем у 5-дверной RAV4, Honda СR-V и Subaru Forester, к тому же — что исключительно удобно — стекло задней двери открывается отдельно. Хорошо, что янки не навязали типично американской конструкции задней двери (из двух половинок, которые откидываются вверх и вниз), здесь классическая схема — дверь открывается вверх целиком, что очень удобно в пользовании. Словом, как и заложено в концепции машины, качество и размеры салона сопоставимы с внедорожниками высшего класса. Единственное, что все же не позволяет забыть о компактности Santa Fe — ширина салона. Конечно, это не Range Rover, и спереди водитель и пассажир будут регулярно задевать друг друга локтями, а на заднем сиденье комфортабельное размещение гарантировано лишь двум взрослым и одному ребенку. Впрочем, это характерно для всех «джипов-малышей».

Однако тестовые поездки показали, что замечательное качество салона — всего лишь малая толика достоинств Santa Fe. В отличие от компактных внедорожников конкурентов, производители которых преподносят их как «машины со спортивным характером», Santa Fe с мотором V6 — на самом деле спортивная модель, без всяких натяжек.

Неугомонное опровержение
«Разумеется, ничего такого, что могло бы меня хоть как-то удивить, я и не ожидал, — сетует на собственную наивность наш редакционный пилот-испытатель Дени Морен. — Хотя у Hyundai бывали удачные агрегаты, в целом корейцы всегда прибегали к закупкам лицензионных силовых агрегатов у европейцев (например, дизели Hyundai покупает у Peugeot). Да и опыт езды на компактных внедорожниках говорит о том, что чаще всего двигатели разочаровывают, мало подходят для собственно внедорожников. Но Santa Fe V6 меня потряс! Установив рычаг «автомата» в ручной режим, по привычке резко выжимаю педаль «газа», и мотор сразу же демонстрирует свои возможности. Задорный подхват чувствуется уже на 2000 об/мин, а затем V6, проявляя невиданную для такого объема мощь, обеспечивает прямо-таки нереальный разгон, если еще учесть, что и весит-то Santa Fe под 1700 кг. Передвигая рычаг по желобку в сторону значка «+», «втыкаю» II передачу, и ситуация становится еще более необычной: надо просто дать двигателю возможность выбрать все свои резервы, раскрутиться до момента срабатывания электронного ограничителя оборотов (около 7000 об/мин), и тогда вы почувствуете, что это потрясающий двигатель! Удивительно, но при разгонах на высоких режимах в голосе корейского V6 прослушиваются металлические ревущие нотки, которые недвусмысленно напоминают арию испытанной недавно… Lamborghini Diablo 6.0! Ни больше, ни меньше. Конечно, при рабочем объеме в 2,7 л пик мощности мотора приходится на диапазон 4000-6000 об/мин, но такой «остервенелый» разгон просто сводит с ума!»
Вам, наверное, удивительно слышать такие эпитеты от автогонщика, да еще при испытаниях внедорожника, но, право, совместный корейско-немецкий мотор восхищает. На стартах со светофора вы попортите немало нервов обладателям «заряженных» купе и седанов! Манипулировать удобным рычагом коробки в ручном режиме одно удовольствие, все в реальном времени, при этом не надо думать ни о каком сцеплении. Можно оставить трансмиссию и в автоматическом режиме, тогда в городских условиях вождение превращается в сплошное удовольствие: смена передач осуществляется гладко и незаметно, тяговитый мотор делает спокойную езду приятной даже при невысоких оборотах двигателя. Полный покой. Но стоит как следует «придавить» педаль «газа», как и в автоматическом режиме свирепый нрав мотора не замедлит сказаться молниеносным ускорением, хотя, конечно, «автомат» не позволит «раскручивать» двигатель на каждой передаче до 7000 об/мин.
Невозможно не заметить еще один плюс нового мотора Santa Fe. Почти все внедорожники, даже с двигателями большого объема, имеют очень невысокую по нынешним меркам максимальную скорость в 150-170 км/ч — даже городские легковушки с 1,4-литровыми агрегатами сейчас шустрее! Santa Fe, несмотря на всего лишь 4-ступенчатую коробку, исключительно динамичен на автостраде. Фирма не побоялась заявить максимальную скорость в 225 км/ч — это больше, чем у Mercedes ML 430 с мотором V8. И данные Hyundai — не фантазия: на широких, как футбольное поле, хайвеях Калифорнии мы пару раз уложили стрелку спидометра за 130 миль в час (это примерно 210 км/ч) — ни малейших проблем ни с устойчивостью, ни с повышенной шумностью. Класс! В итоге закралась ненавязчивая мысль: лучшими в мире 6-цилиндровыми моторами объемом 2,5-3 л до сих пор считались рядные «шестерки» BMW, но, испытав новейший V6 от Hyundai, мы, пожалуй, можем оспорить этот стереотип!

Подстать «ракетной» динамике и шасси. Спортивно-»легковая» схема подвесок обусловливает отсутствие отрицательных черт внедорожника — раскачки кузова, «козления», содроганий подвески на ухабах. Все же несущий кузов гораздо более приятен «для жизни», чем рамное шасси! Но подвеска Santa Fe не просто современна, она замечательно настроена. Минимальные крены в поворотах совмещены с великолепным комфортом, любые неровности фильтруются так эффективно и на всех скоростях, что вновь хочется вспомнить о BMW! Конечно, некоторые «наклоны» в поворотах провоцируют высокопрофильные «внедорожные» шины (высота 70), которые легко «складываются» при прохождении поворотов в спортивной манере. Это минимальный намек на «джиперский» имидж Santa Fe. Но если владелец поставит спортивные низкопрофильные шины, то устойчивость машины будет не хуже, чем у хорошего спорт-седана. Та же ситуация с прохождением поворотов. Здесь явная ориентировка на недостаточную поворачиваемость, но работа полного привода ее почти полностью сглаживает: автомобиль великолепно держит траекторию, и инженеры добились отличной согласованности в поведении задней и передней оси (у внедорожников обычно обе они настроены абсолютно по-разному). Хорошие тормоза, четкий руль — решительно все качества Santa Fe можно оценить на «отлично» не только с позиций «джипа», но и при сравнении с легковыми моделями. Кстати, только сейчас стало ясно, насколько динамичным получился автомобиль. И специалисты Hy-undai, поняв, что многие лихие водители постараются закладывать в виражах совсем уж по-гоночному, теперь приняли решение адаптировать для модели V6 электронную систему стабилизации курса ETC, которая будет подтормаживать колеса и «душить» мотор. Система появится в следующем году. Словом, вождение машины, даже быстрое, экстремальное, на асфальте гарантирует уникальное сочетание безопасности, спортивных эмоций и комфорта! К тому же «корейский» V6 за свои усилия не требует «благодарности» в особо больших размерах: даже при энергичной езде уложиться в 15 л/100 км вполне реально… Окрыленные талантами Santa Fe в цивильной жизни, мы посчитали необходимым проверить его возможности на пересеченной местности. Многого мы не ожидали от этого «спорт-кара» 4х4, но все же…

Не хочет, но может
Найти в окрестностях Лос-Анджелеса подходящую стройплощадку не составило труда. Да это настоящий внедорожный полигон! Сначала в очень щадящем режиме, а потом все смелее штурмуем брустверы из грунта, ямы, колеи, холмы. И все удается. Ходы подвески, оказывается, вовсе не такие маленькие, как можно было бы подумать при спортивном прохождении поворотов. На большинстве косогоров вывесить колесо не удается. В союз с нами вступают и другие конструктивные особенности: достаточно большой дорожный просвет (207 мм) и компактные свесы (угол въезда 28°, съезда — 26°, вентральный — 21°). Конечно, отсутствие блокировок требует очень осторожного дозирования «газа» при продвижении «ползком», в случае перебора оба моста легко срываются в пробуксовку, и тут же вискомуфта стремится передать весь момент на передние колеса, но помогают тяговитый мотор и ручной режим коробки. В общем, пусть и не всегда с первой попытки, мы одолели все препятствия и пришли к выводу, что Santa Fe, хоть и не конкурент Mitsubishi Pajero на трассе Париж-Дакар, но все же вполне может быть назван собственно внедорожником. По крайней мере, среди компактных «паркетников» только рамная Grand Vitara ползает по бездорожью лучше! В российских условиях Santa Fe сможет предоставить своему владельцу достаточно возможностей для существования в условиях сельской местности…

Теперь осталось выяснить, выдержат ли производственные линии Hyundai нагрузку под «гнетом» заказов. Изначально рациональные американские заказчики посчитали, что для рынка США 50 тыс. Santa Fe в год будет достаточно. Затем корейцы из Hyundai решили, что этот великолепный продукт стоит продавать во всем мире: и у себя на родине, и в Европе, и, конечно, в России. Но уже сейчас ясно, что спрос явно превысит объем выпуска. А даже минимальный объем сборки корейцам наладить нелегко. Ведь уровень технологий и материалов этой машины существенно выше стандартов Hyundai, и корейские технологи не спешат жертвовать качеством ради вала. Так что выпуск развивается неспешно, и на автомобиль уже очереди повсюду.

Но было бы странным, если бы что-то сложилось иначе. Ведь изначально по цене Santa Fe был позиционирован в самом низу сегмента компактных внедорожников. Так, на большинстве рынков базовая 2,4-литровая переднеприводная модификация стоит 17 тыс. долларов. При этом даже она имеет приличный пакет оборудования, например, кондиционер, четыре подушки безопасности, литые диски колес… Еще более впечатляет цена максимально укомплектованного варианта с 2,7-литровым супермотором V6, полным приводом, коробкой-»автоматом» и кожаной отделкой — менее 23 тыс. долларов. К сожалению, официальные дилеры в России смогут предложить цены минимум на 50% выше, но и тогда, поверьте, это самое достойное предложение за такие деньги. В продаже на нашем рынке Santa Fe появится не раньше декабря, однако официальные дилеры уже принимают заказы. Можно попытаться заказать автомобиль через «серых» импортеров в Америке, но поставки модели в США только начались, и дилеры дерутся за каждый автомобиль, создание которого они же и инициировали. Так что надо подождать…

Разумеется, в это нелегко поверить, но сегодня на заводах Hyundai производится один из лучших внедорожников мира, и, возможно, самый лучший по соотношению качество/динамика/цена. Конечно, это не конкурент внедорожным автомобилям от Mercedes или BMW, но Santa Fe, напомним, предлагается в 3 раза дешевле самых простых версий М-класса или Х5. К тому же Hyundai — это уже почти… Mercedes. Ведь летом концерн DaimlerChrysler купил 9% акций Hyundai и в дальнейшем не исключает приобретения более солидной доли акций крупнейшего корейского производителя.

Наверное, Santa Fe родилась под счастливой звездой, и даже ее название с испанского так и хочется перевести, не мудрствуя лукаво, как «Святая Фея»!

Иван Веснин
Фото автора
Лос-Анджелес-Москва



Источник: Журнал «Автопанорама»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>