Тест-драйв Renault Megane II. — Превратности судьбы.

Мега… Мега… Мегалит, мегантроп, мегафон. Мегатонна. Какой-то мегаскопический автомобиль! Его невозможно не заметить, не проводить глазами в потоке. Особенно сейчас, пока он не часто встречается даже на французских дорогах. Особенно в глубинке, где ездят примерно на таких же старых аппаратах, как и у нас. С этой весны Megane поставляется и в Россию — это лишь один из поводов для близкого с ним знакомства. Главный же — признание Renault Megane II лучшим европейским автомобилем 2003 года. Впрочем, намотав свыше восьмисот километров, автор так и не смог толком понять, за что присуждается сей почетный титул.

У слова Megane нет значений, оно придумано суперкомпьютером по заказу компании Renault. Первое поколение машины увидело свет в сентябре 1995-го — прекрасно помню эту премьеру на Франкфуртском автосалоне. Megane II дебютировал в Париже в 2002-м. Мир изменился за эти семь лет — скажем, тогда никто бы не поверил, что компания Renault будет владеть Nissan, а не наоборот. Тогда, в 90-е, не приветствовалось вольнодумство в автомобильном дизайне, сегодня, напротив, каждый пускается во что горазд. Удивительно, что Центр стиля Renault возглавляет все тот же Патрик Ле Кеман, что и семь лет назад. Завидное, я бы сказал, творческое долголетие.

Компания Renault за эти годы превратилась из производителя «никаких» по части внешности автомобилей в инвестора самых смелых идей. Дизайн ее моделей стал столь же самобытен и ярок, как и стиль Citroen с 50-х вплоть до 80-х годов. Растерянное одной фирмой оказалось подобрано другой. Впрочем, давайте вспомним дерзкие инициативы самой Renault — R4 1964 года и R16 1966-го. Это были первые в мире хэтчбэки, сломавшие стереотипное восприятие автомобиля как трехобъемного ящика. Впервые в силуэт автомобиля вторглась диагональ. Я с нескрываемым удовольствием нахожу в Megane II идейного наследника R16. Хватит клонировать «гольфа»! Да здравствует дизайн росчерков, заостренный, непредсказуемый, провокационный!

Другой вопрос, чем это оборачивается в эксплуатации. Взять, к примеру, почти вертикально поставленное заднее стекло. Кривизна его настолько велика, что стеклоочиститель (если, конечно, не ставить поводок сложной кинематики, как спереди у Mercedes-Benz) в состоянии прибрать только узенький секторок. Выстраданная незаурядным дизайнером форма задней двери вынудила конструкторов удлинить магистраль стеклоомывателя, и пока вода из бачка добежит до форсунки, стекло успеет опять стать грязным. Или вы думаете, что в межсезонье во Франции дороги чистые? Но и после посещения мойки все равно обзору мешают «перевернутые» задние стойки крыши. Спасибо, зеркала большие. (Они, кстати, складываются/раскладываются автоматически, достаточно повернуть «шпынек» настройки их положения.) Оригинальное решение задка сказалось и на объеме багажника — 330 л, это заметно меньше, чем у Ford Focus и Peugeot 307. Но у новой Toyota Corolla багажник еще мельче — и ничего. А все потому, что на той же платформе предлагаются более вместительный универсал и мини-вэн. Гибкая стратегия производителя, отвечающая разнообразным пожеланиям клиентов. Не знаю, как универсал, но мини-вэн на шасси Megane уже дебютировал на Женевском автосалоне, а скоро прибавится еще и его удлиненный, семиместный братец.

Предпочтения европейской клиентуры за семилетнее присутствие на рынке торговой марки Megane тоже успели измениться. Решающее влияние на выбор может оказать не сумма потребительских качеств, а набор оригинальных технических решений, вроде лючка бензобака, одновременно являющегося его крышкой.

Превратности судьбы: признанию Megane сопутствовал крах амбициозного проекта роскошного купе-мини-вэна Avantime. Оба автомобиля решены в одинаковом пластическом ключе, их задние части и вовсе выглядят копиями. Причем идея пришла от концепт-кара Vel Satis (Париж-1998). В том же 98-м и стартовала программа Х84 по созданию Megane II. И вот как распорядилась судьба: название концепткара отошло весьма успешной модели бизнес-класса; Avantime, покрасовавшись на выставках и побудоражив сознание потребителя, снят с производства; ну а Megane II признан «Автомобилем года».

Что же все-таки обеспечило машине 322 голоса европейских журналистов? В салоне трехдверного Megane (у французов этот вариант называется coupe) — качественные обивочные материалы, понятные переключатели, стильное рулевое колесо с хорошим хватом, массивный рычаг короб- ки передач, П-образная, в стиле самолетного сектора газа, рукоятка ручного тормоза. Очень удобные сиденья. Пусть все регулиров- ки приходилось выставлять вручную, а диапазон вертикальной настройки рулевой колонки оказался маловат — я устроился, твердо зная, что все придется перенастроить, когда пообвыкнешься.

Руль поначалу порадовал своей «наполненностью», но стоило выбраться на дороги, где на большинстве перекрестков движение организовано в виде круговых развязок, как руки начали уставать. Это все электрический усилитель! Сопротивление вращению руля всегда одинаковое, вне зависимости от угла поворота колес и скорости машины. Он упирается, упирается, наконец, ты его побеждаешь и… перекручиваешь. Напомнило тренажер для разработки мышц предплечий: маятник с двумя ручками, за которые его надо раскачивать вправо-влево. Понятно, создатели механизма станут говорить, что все не так, что руль информативен, наливается упругостью по мере роста скорости; выложат характеристику момента на рулевом колесе в зависимости от угла его поворота… Но, братцы, так натрудил руки, что через неделю руль внедорожника Volvo XC90, раскритикованный европейской прессой за «пустоту», показался мне куда более понятным. Впрочем, что-то подсказывает мне, что электроусилитель тихонько доведут, как усовершенствовали чип-карту, применяемую взамен ключа зажигания на разных моделях Renault. В Laguna II, помнится, ее обязательно нужно было вставлять в прорезь на центральной консоли и толь- ко потом жать крупную кнопку «старт». Теперь же вы носите карту в кармане, не вынимая. (Раньше она автоматически закрывала все двери, когда владелец оставлял машину и отходил от нее на какое-то расстояние. Отныне — никакой самодеятельности. Водитель сам запирает двери, нажимая для этого на клавишу на дверной ручке или на кнопку блокировки замков чип-карты. Ни нынешний руль, ни прошлогоднюю чип-карту не хочется называть в полной мере объектами критики: импонирует тяга инженеров к эксперименту. Ну не получилось с первого раза — зато понятно, от чего отталкиваться.) Запустить мотор можно, только нажав на педаль тормоза или сцепления — это страховка. И с открытой дверью машина тоже не поедет. Достойны описания звуки, раздающиеся при движении машины. Первая передача подвывает, как на грузовике ГАЗ-51 (хорошо, что за ней быстро следует вторая). Затем из передней панели раздается какое-то поскрипывание, причем попытка «убить» посторонний звук энергичным хлопком ладонью по пластику ни к чему не приводит. При вращении руля начинают трещать детали механизма управления поворотниками. Довольно сильно передаются на кузов толчки от дорожных стыков (шины Continental 205/55 R16), а вслед за этим с опозданием качает руль.

Под капотом моего Megane — 1,6-литровый 116-сильный мотор в сочетании с пятиступенчатой коробкой передач. Это основная версия для российского рынка. Многие из «зажатых» под экологические требования машин отличаются вялым разгоном, требующим раскрутки двигателя, Megane же понравится нашим водителям взрывной характеристикой «низов» и ровной, уверенной динамикой.

Передаточные отношения в коробке подобраны оптимально. А пятая передача — главное волшебство Megane. Она невозмутимо обеспечивает разгон с 1800 об./мин., вы- тягивает на затяжных подъемах.

Конечно, секрет кроется в конструкции двигателя, оснащенного системой VVT — изменения фаз работы впускных клапанов. Просто именно от пятой передачи не ожидаешь подобной эластичности…

Скорее всего, определяющую роль в выборе экспертов «Car of the Year» сыграл уровень пассивной безопасности Megane. В этой сфере компания Renault единодушно признается лидером. Например, в подколенный валик передних сидений даже вшиты специальные подушки, надуваемые при столкновении, чтобы воспрепятствовать подныриванию человека под ремень.

За следующие семь лет, которые будет продолжаться, по расчетам Renault, производство Megane II, предполагается выпустить 5,5 миллионов автомобилей.

Денис Орлов
Источник: Журнал «Мотор» [апрель 2003]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>