Тест-драйв Subaru Outback. Без вариантов.

Универсалы повышенной проходимости можно пересчитать по пальцам. На вторичном рынке сегодня представлены всего три таких модели: «Аутбек», ХС70 и «Оллроуд». На момент покупки «Субару» среди них — самый невыгодный. Но если вы умеете считать деньги, в итоге выберете именно его.

Несколько лет назад казалось, что за универсалами повышенной проходимости будущее. «Аутбек», ХС70 и «Оллроуд» первых поколений были весьма популярными. Но в итоге борьбу за симпатии покупателей выиграли «паркетники» — автомобили по сути те же, только внешне похожие на джипы. Они оказались более удобными в пользовании и, в глазах большинства людей, более престижными. Классическим кантри-универсалам досталась скромная роль автомобилей для интеллигентов, не приемлющих агрессивного, хамоватого имиджа джипов.

«Аутбек» — наиболее популярный из этой троицы. Созданный на базе демократичного «Легаси», он обходится лишь немногим дороже CR-V и RAV4 с моторами того же объема. Однако на фоне «Хонды» и «Тойоты» это автомобиль совсем другого уровня — гораздо более солидный и благородный. Конечно, при близком знакомстве среднеклассовое происхождение становится очевидным. По ездовому комфорту, простору и отделке салона «Аутбек» явно не дотягивает до ХС70 и уж тем более до «Оллроуда». Но то, что он выглядит дороже своих денег, это бесспорно.

«Американку» брать можно
Впрочем, популярность «Аутбека» относительна. В 2004-2005 годах в России продавалось всего-то по 1000-1500 машин в год. Как вы понимаете, на вторичном рынке автомобили с российской пропиской погоды не делают. Они есть, но их надо искать. Машины из Европы? Да, их везут — в частности из горной Швейцарии, где марка «Субару» весьма почитаема. Но при нынешнем курсе франка (да и евро тоже) хорошие авто из Европы получаются дорогими. Если принципиально нужна «европейка», имеет смысл брать 3-литровую версию — 2,5-литровая получается немногим дешевле новой машины.

Поэтому львиную долю предложений на рынке составляют автомобили из Америки, которые на 70 000-100 000 руб. дешевле «европеек». По мнению механиков, «американку» брать можно. Только у них другие светотехника и частотный диапазон радиоприемников, а система питания настроена под бензин иного состава. Поэтому не удивляйтесь, если на приборной панели будет периодически загораться лампочка check engine. Как правило, это ложная тревога и после удаления ошибки из компьютера «чек» гаснет. Главное, чтобы у «американки» мотор не был зашлакован смолистыми отложениями дешевого минерального масла — «гуталин» под клапанной крышкой способен погубить двигатель.

Что касается комплектации, в России даже 2,5-литровый «Аутбек» может быть оснащен по максимуму — вплоть до кожаного салона с электрорегулировками водительского кресла. У привозных же машин чаще бывает так: мотор «два и пять» — салон велюровый, три литра — кожаный. Все «американки», понятное дело, с АКП.

Старый вместо нового
Нынешний «Аутбек» выпускается с 2003 года. Однако в объявлениях встречаются «американки» предыдущего поколения, заявленные 2004 годом. Не спешите обвинять перегонщиков в жульничестве. Для американского рынка автомобили двух поколений некоторое время действительно выпускались параллельно.

Машины предыдущей модели обходятся на 40 000-50 000 руб. дешевле. Но если вы планируете ездить долго, покупать предшественницу сейчас едва ли имеет смысл. Через 2-3 года она будет восприниматься, как сейчас «Аутбек» первого поколения. Посмотрите, сколько стоят эти машины в объявлениях…

Следите за уровнем масла
В отличие от «Легаси», «Аутбек» не оснащается слабоватым для вседорожника 2-литровым мотором. Под капотом установлена как минимум 2,5-литровая оппозитная «четверка» мощностью 165 сил, возможностей которой в большинстве ситуаций вполне хватает. При этом 2,5-литровые машины и сами по себе относительно недороги, и в эксплуатации не особо обременительны.

Желающим получить большее адресован 3-литровый 6-цилиндровый «оппозит» аж в 245 сил. Мотор, конечно, ураганный. Однако 3-литровый «Аутбек» дороже 2,5-литрового в среднем на 120-130 тысяч, а ежегодный дорожный налог на него составляет 24 500 руб. вместо 8250 руб. А это, между прочим, стоимость крупного ТО с заменой многих «расходников».

Оппозитные моторы «Субару» — такая же упрямая дань традициям, как и двери без оконных рамок. Рядовому потребителю эта схема не дает никаких преимуществ. Зато из-за тесноты в моторном отсеке любая сервисная или ремонтная операция становится трудоемкой и дорогостоящей. Благо, что моторы оказались надежными и вмешательства в них требуются нечасто. Например, зазоры в клапанах хоть и регулируются подбором толщины толкателей (для этого надо снимать двигатель), но по опыту эксплуатации остаются в норме как минимум до 150 000 км.

Главное — следить за уровнем масла. Будучи полностью исправными, моторы «Субару» могут потреблять 100-200 мл/1000 км. Ничего страшного в этом нет — иные немецкие двигатели до масла еще более жадные. Просто в багажнике надо держать литровую банку масла и доставать щуп хотя бы через каждые 3000 км. Если же не заглядывать в мотор от ТО до ТО, в следующий раз можно приехать уже не на обслуживание, а на капитальный ремонт.

Двигатели в эксплуатации
Свечей зажигания хватает в среднем на 30 000 км. На каждом третьем ТО (через 45 000 км) желательно профилактически промывать инжекторы и блок дроссельной заслонки. Ремни привода вспомогательных агрегатов меняются по состоянию — обычно к 80-100 тысячам. У машин, эксплуатирующихся в крупных городах, где дороги зимой обрабатывают агрессивной химией, может потечь радиатор. В этом случае вместо оригинального пластикового имеет смысл установить более надежный алюминиевый российского производства, который с согласия японцев предлагают дилеры «Субару».

2,5 литра
На этом двигателе ГРМ приводится ремнем, который положено менять через 100 000 километров. Поскольку операция эта трудоемкая, одновременно имеет смысл заменить сальники коленвала и распредвалов. А вот ролики ремня (они вовсе не дешевые) к моменту его первой замены могут оказаться еще вполне живыми. В этом случае их можно оставить еще на 100 000 км.

3,0 литра
Здесь в приводе ГРМ используется цепь, которая не требует внимания по крайней мере до 200 000 км. А вот состояние ролика натяжителя ремня привода вспомогательных агрегатов надо контролировать на каждом ТО. Если он начал болтаться, меняйте без промедления — иначе последствия могут быть гораздо более серьезными. После 100 тысяч пробега может потечь водяной насос, работа по замене которого выйдет в копеечку.Четырехступенчатый «автомат» требует проверки
Покупатели 2,5-литрового «Аутбека» могут выбирать между ручной и автоматической коробкой. Как и на других универсалах «Субару», «механика» оснащена понижающей передачей с передаточным отношением 1,45. Для тяжелого бездорожья она не предназначена (равно как и сам «Аутбек»), однако позволяет сберечь сцепление при буксировке прицепа в горах или при попытке тронуться с места в мягком грунте.

Сама по себе ручная коробка надежна. Все, что от вас требуется, — менять в ней масло через 60 тысяч. А вот сцепление может начать издавать рокот или писк на холостом ходу задолго до износа ведомого диска (служит он в среднем 90 000-120 000 км). Это связано с нарушением центровки диска относительно «хитрого» двухмассового маховика. Если такое произойдет, можно установить обычный одномассовый маховик вместе с соответствующим комплектом сцепления. Включаться оно будет не так плавно, зато решите проблему с посторонними звуками.

«Автомат» на 2,5-литровых машинах, к сожалению, остался 4-ступенчатым — таким же нерасторопным, как и прежде. Но для покупателя подержанного автомобиля важнее не задумчивость, а работоспособность коробки. На машинах 2003-2006 годов выпуска она была недостаточно выносливой. Если прежний владелец ездил агрессивно или таскал тяжелый прицеп, уже к 100-тысячному пробегу могут появиться рывки при переключениях. На какое-то время их удается устранить коррекцией электронных настроек АКП. Но в итоге коробку все равно придется ремонтировать — благо, она успешно поддается восстановлению.

Когда японцы выявили проблему, они сначала сократили интервал замены масла во всех «автоматах» с 60 000 до 30 000 км, а к 2007 модельному году внесли в 4-ступенчатую коробку изменения. Поэтому, покупая 2,5-литровую машину ранних выпусков, АКП надо продиагностировать особо тщательно. Но даже если коробка полностью исправна, в дальнейшем обращаться с ней следует аккуратно.

А вот на 3-литровых «Субару» применяется новый 5-ступенчатый «автомат» — гораздо более адекватный в поведении и абсолютно беспроблемный. Впрочем, это не означает, что от покупки 2,5-литрового «Аутбека» с АКП надо отказываться. Даже если вам придется перебрать коробку (что вовсе не факт), стоимость ремонта будет меньше 130 тысяч, которые надо сразу переплатить за 3-литровую версию.

В зависимости от типа трансмиссии на «Аутбеке» применяются различные схемы привода. Большинство водителей разницы не почувствуют, но среди покупателей «Субару» немало энтузиастов, для которых нюансы в поведении автомобиля принципиальны. На машинах с ручной коробкой все четыре колеса приводятся постоянно. Межосевой дифференциал распределяет момент между передней и задней осью в соотношении 50:50 и при необходимости мягко блокируется вискомуфтой.

«Автомат» подразумевает постоянный привод на передние колеса с автоматическим подключением задних. Разница в том, что на машинах без системы динамической стабилизации многодисковая муфта может перебросить назад максимум 50% момента, а при наличии VDC планетарный редуктор по умолчанию отправляет на корму 55% тяги. И хотя автоматика в любом случае настроена так, что задние колеса подхватывают без задержки, опытному водителю на скользкой дороге больше понравится машина с VDC. Для 3-литровых «Аутбеков» она является обязательной, а для 2,5-литровых — опционной.

В эксплуатации полноприводная трансмиссия абсолютно беспроблемна, а ее обслуживание сводится к замене через 60 000 км масла в переднем и заднем редукторах. Если машина оснащена «механикой», передний редуктор объединен с коробкой передач.Сайлент-блоки стали крепче
Поначалу в передней подвеске «Аутбека» было одно слабое место — задние сайлент-блоки рычагов рвались уже к 45-60 тысячам пробега. Поменять две резинки — невелика проблема. Тем не менее японцы изменили их конструкцию, и сейчас в запчасти поставляются детали нового образца, которые ходят до 90 тысяч.

Остальные детали ходовой части служат долго или очень долго. Например, задние рычаги по естественному из- носу еще ни разу не меняли. Можно, конечно, посетовать на дороговизну задних амортизаторов с автоподкачкой, которые не позволяют корме проседать под нагрузкой. Но для универсала это весьма полезная функция, и если такие амортизаторы честно отрабатывают 100 000 км, с их ценой вполне можно согласиться.

С тормозами тоже никаких проблем. Суппорты от грязи не клинят. Передние колодки служат в среднем 20 000-30 000 км, задние — почти вдвое дольше. Диски выдерживают два комплекта колодок, однако при перегреве могут деформироваться. Но если на педали появилась вибрация при торможении, проточка дисков, как правило, решает проблему.

Так что шасси у «Аутбека» довольно крепкое. Если взять машину с пробегом до 100 000 км, в ближайшие 50-60 тысяч придется поменять не так много деталей: тормозные диски, амортизаторы и стойки стабилизаторов. Возможно, один-два ступичных подшипника и какую-нибудь рулевую тягу или наконечник. Все эти расходы прогнозируемые и не катастрофические.Покупаем?
Когда вы покупаете «Аутбек» новым, тут все понятно. Он обходится значительно дешевле своих европейских аналогов ХС70 и «Оллроуда», поэтому и спросом пользуется. Однако с возрастом «Субару» теряет в цене медленнее «европейцев» и на их фоне становится все менее привлекательным. «Американки» 2004-2005 годов выпуска с 2,5-литровым мотором стоят в среднем 620 000-720 000 руб., а с 3-литровым — 730 000-850 000 руб. Чтобы сориентироваться в ценах на «европейки», прибавьте к этим цифрам 90-110 тысяч.

То есть 3-4-годовалый «Субару» практически сравнивается по цене с «Вольво» того же возраста, а «Ауди» становится дороже всего на каких-то 10-12%. Казалось бы, какой смысл брать подержанный «Аутбек», когда за те же деньги можно стать обладателем гораздо более престижного автомобиля?

Смысл в надежности. Единственная из возможных проблем подержанного «Аутбека» — это автоматическая коробка 2,5-литровой версии. Во всем остальном это выносливый и безотказный автомобиль, который в 3-5-летнем возрасте не должен доставлять особых хлопот и крупных расходов.

В свое время я собирал статистику по ХС70 и «Оллроуду» и могу сказать, что с возрастом они становятся капризными и дорогими в эксплуатации — особливо «Ауди». Поэтому если вам нужен именно кантри-универсал и вы собираетесь покупать его не новым, то «Аутбек» представляется однозначно лучшим выбором. Без вариантов.

Кузов и салон: никаких проблем
Говорить о коррозии пока рано, а от мелких повреждений кузов «Аутбека» надежно защищен развитым пластиковым поясом по всему нижнему периметру. Да, у машины длинные передний и задний свесы. Но если за пределами асфальта быть аккуратным, полный привод и дорожный просвет в 195 мм позволяют выбираться на природу, не причиняя автомобилю ущерба.

С внутренним оборудованием тоже никаких проблем, претендующих на статистику. Как и большинство японских автомобилей, «Субару» сделан весьма добротно.

Александр Конов, фото Максима Гончарова и «Субару»

Источник: Журнал «Купи Авто» [05/2008]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>